четверг, 30 мая 2013 г.

Плохой вкус или художественный замысел? О костюмах к фильму "Великий Гэтсби"

Насколько важными, по вашему мнению, является для фильма костюмы, в которые одеты герои? Помимо того, что костюмы в кино могут радовать наши эстетические чувства, у них может быть масса других функций. Особенно в фильмах исторических, где костюм — обязательный атрибут эпохи и настоящий колорит без него создать нельзя. Или можно? За этот год я смотрю уже третью по счету экранизацию классического произведения, где костюмы не являются аутентичными и все же выполняют свою роль полностью. Попробую рассказать подробнее, что я имею ввиду.

Речь пойдет о «Великом Гэтсби», который я как раз недавно посмотрела. Скажу сразу, что книгу я не читала, что и хорошо и плохо одновременно. Экранизацию классических произведений все же хорошо смотреть после того, как прочитал книгу, многие детали не ускользают из виду и вообще... картинка более полная что ли. С другой стороны, смотреть абсолютно с чистого листа, не зная сюжет даже приблизительно куда более захватывающе и плюс не приходится сравнивать с книгой, можно сосредоточится чисто на замысле режиссера, а ведь он может быть вполне самостоятельным, с книгой мало связанным и при этом интересным.

Так, а где же про костюмы? Сейчас, дойду и до них. Не буду писать про мужской стиль, в нем я полный дилетант (и с моей дилетантской точки зрения, все мужские костюмы в фильмы идеальны, безупречны и тд и тп. Даже розовый костюм Гэтсби, который как бы намекает, что вкус за деньги не купишь, с моей точки зрения, хорош). 

А вот про женские образы скажу чуть подробнее. Смотрела я на них особенно внимательно еще и потому, что фильм был шумно знаменит своими костюмами задолго до выхода в прокат. Еще бы, сама Прада руку, как говорится, приложила. Впрочем, это-то меня и настораживало...

С первых кадров фильма становится очевидно, что перед нами красивая современная стилизация под Америку двадцатых годов (не претендующая на историческую точность). Значит, и от костюмов не стоит ожидать полного соответствия одежде того времени. И все-таки, появление главной героини (Дэйзи) в длинном платье с пышной юбкой и огромными стразами поставило меня в тупик. Что осталось от стиля двадцатых, кроме стрижки героини? Конечно, двадцатые годы — это блеск, блеск и еще раз блеск, но огромные стразы показались мне чем-то чрезмерным даже для моды того времени. Ну, это Прада, подумала я. Так характерно для нее создавать подобные вещи, не украшающие даже миниатюрную актрису. Но это лишь первое впечатление, а потом... все меняется и начинаешь понимать, что костюм для героини создан идеально. Почему?


Чем мне нравятся современные экранизации классики, так это их сосредоточенностью на чувствах людей, на их внутреннем мироощущении, на их эмоциях. Ведь кем предстает в этом фильме Дэйзи? Красивой, очаровательной, прекрасной, «золотой» девочкой, которая не взрослеет. Она привлекательна и богата, при этом абсолютно не самостоятельна, не способна принимать решения и брать на себя ответственность. И вся ее одежда выглядит так, словно она ей велика. Эти огромные стразы, длинные платья словно совершенно не из ее гардероба. При этом, то в прическе, то на платье можно заметить странные, вроде совершенно не к месту появившиеся бантики — еще один атрибут детства. 



На мой взгляд, Дэйзи выглядит очень красиво и органично лишь один раз в фильме — когда она находится в доме Гэтсби. На ней длинное платье - красивая, но домашняя одежда, напоминающая одновременно и кимоно и европейское платье, на голове широкий длинный шарф. Она не тонет в этой одежде, она выглядит, как хозяйка этого дома. Возможно, это еще один намек режиссера на о, что с Гэтсби она могла бы стать совсем другой... Но, увы-увы, все мы знаем, чем закончилась эта история, девочка так и осталась девочкой со своими мехами и новыми игрушками взамен сломанным.


И все остальные женские костюмы в фильме — это тоже самостоятельные образы почти вне исторического контекста. Особенно колоритны костюмы Миртл: мы ведь не можем представить, что жена механика одевается именно так средь бела дня? Зато, очевидно, что именно так она выглядит для своего любовника. Страсть — вот, что читается за ее одеждой. А еще, пожалуй, плохой вкус, что дополнительно противопоставляет ее «аристократичной» (в кавычках, потому что аристократия эта условная) Дэйзи, ведь противопоставление, причем контрастное — одна из основных фишек сюжета. Почти каждый герой в фильме в чем-то противопоставлен другому. 

На этом, пожалуй, все. Думаю, вы найдете еще массу интересных деталей, если решите посмотреть фильм. А посмотреть его, определенно, стоит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий